Владимир Путин о делегировании, микроменеджменте и рабочем графике

Вслед за документальным фильмом о Путине режиссёр Оливер Стоун представил книгу (5 сентября выходит в издательстве «Альпина Паблишер») с полной расшифровкой всех интервью, которые он взял у президента России в 2015-2017 гг.

Одно из самых любопытных мест — сравнение Путина с CEO корпорации. Президент легко покупается на лесть интервьюера («Вы выдающийся генеральный директор» — «Ну да. Это правда») и охотно делится секретами мастерства. «Секрет» публикует фрагмент этой удивительной беседы.



«Я не стараюсь быть педантом»

— Мы с моим продюсером Фернандо говорили между собой, и он заявил, что вы отличный управленец — генеральный директор — компании. Ваша компания называется «Россия».

— Может быть, это такой процесс согласования, он начинается с выявления проблемных точек, выявления вопросов, требующих решения, а затем переходит в поиск путей, способов решения этих проблем.

— Вы выдающийся генеральный директор. Вы присматриваетесь, вы берётесь за проблемы, вы пытаетесь решить их без промедления.

— Ну да. Это правда.

— Я говорю здесь об управлении, поскольку это интересно всем. Проблема в том, что начинаешь влезать в детали, а они становятся всё мельче, и вот ты уже занимаешься микродеталями. А каждая микродеталь норовит стать ещё мельче, и не успеешь оглянуться, перестаёшь, как говорят, видеть лес за деревьями.

— Ну нет. Я до этого не довожу. Я стараюсь не прерываться на полпути, если вижу, что мы движемся в правильном направлении. Я не стараюсь быть педантом. В общем, стараюсь реагировать на имеющиеся вопросы, проблемы вживую.

— Это очень раздражает. Ложишься спать, не решив что-то, и это сводит тебя с ума.

— Да, такое бывает.

— Ужасно.

— Но это интересно.

— Интересно? Это проникает в подсознание, и вы спите с этим в голове?

— Я имел в виду, что интересен сам процесс, а не оставшиеся нерешёнными проблемы, я стараюсь ему придать творческий характер. Можете представить — художник рисует картину, потом у него обед, он бросил кисть и пошёл. Наверное, так не бывает (смеётся), всё-таки художник хочет что-то завершить, а потом уже отдохнуть. Я не хочу себя сравнивать с людьми творческих профессий, но принятие решений напоминает такой процесс.

«Допустим, у вас тракторный завод...»

— Воспользуемся старомодным примером. Допустим, у вас тракторный завод и вы выпускаете недостаточно тракторов. Это может быть проблемой, и есть разные пути её решения. Первое. Вы увеличите штат работников? Модернизируете оборудование? Второе. Может быть, у вас нелады с управлением заводом? Может, проблема в директоре? Чтобы узнать это, вы лично знакомитесь с директором или доверяете тому, что вам говорит партнёр вашего партнёра? Третье. Нужны ли эти тракторы? Не следует ли переосмыслить концепцию? Эти вопросы не решаются одним махом.

— Да, конечно. Прежде всего вопрос с рынками сбыта. Если нужна продукция, то это одно. Если нужна более модернизированная продукция, это другое. И потом, надо всегда стремиться к модернизации, с тем чтобы быть более эффективным.

— Но иногда очень трудно идентифицировать проблему. Всё так запутано и не решается сразу. Это может быть проблема с персоналом, или техническая проблема, или проблема типа «а то ли я делаю?» Всё очень запутанно.

— Да-да. Я согласен. Над этим надо подумать. И потом, нужно подумать основательно о том, как решить проблему, перед которой стоишь. Каковы инструменты, пути, способы.

«Найти правильных людей и делегировать им полномочия»

— Это подводит нас к более широкому вопросу: как вы делали это в качестве президента, премьер-министра и опять президента в течение 15 лет? Уверен, вам известна история Рональда Рейгана — одного из самых обожаемых консерваторами президентов моей страны. Он славился строгим соблюдением графика, который предписывал ему практически каждый вечер возвращаться в Белый дом к 18:00, ужинать с женой, а потом вместе с ней смотреть телевизор. И он исправно делал это на протяжении восьми лет.

— Счастливый человек. Очень организованный. И это, безусловно, было его большое преимущество.

— Вот что я хочу сказать. Он был улыбчивым человеком. Он был очень гостеприимным и умел удивительным образом поднимать настроение и внушать уверенность в себе. Мы все смеялись, но он сохранял очень хороший образ на протяжении восьми лет, и это работало. Люди в большинстве своём не понимали этого, пока он не оставил пост президента.

— Вы сказали, что я 15 лет занимаюсь одним и тем же, но это не так.

— Я не говорил такого — я сказал, что вы делали это в течение 15 лет.

— Но это всё-таки разные вопросы. Одно дело — быть президентом, другое дело — возглавлять правительство. Самая тяжёлая работа, у нас во всяком случае, это, конечно, быть председателем правительства. Конкретная работа, очень большая часть которой носит абсолютно закрытый характер — в том смысле, что она не интересна публике. Но она чрезвычайно важна для экономики страны. И рутинной работы очень много.

— Я понимаю, но Рейган был большим сторонником делегирования полномочий всем, кто окружал его, и делал это очень успешно — не всегда понимая, что происходит, но успешно. Я привожу этот пример потому, что он демонстрирует другой образ жизни. Если у вас есть хороший коллектив, которому вы доверяете.

— Нужно две задачи решить. Найти правильных людей и делегировать им полномочия. Это правда. К этому надо стремиться.

— Мне кажется, что вы идёте по трудному пути.

— Может быть. Тем не менее я это понимаю и стараюсь делать именно так. Только у нас разница большая. Рейган всё-таки возглавлял Соединённые Штаты. Какие бы там ни были проблемы, всё-таки они несопоставимы со сложностями и проблемами, которые переживала Россия в конце 1999 года, в 2000 году.

Текст предоставлен издательством «Альпина Паблишер»

Оригинал статьи / Секрет-фирмы

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.