Сладкий развод - история создания одного шоколадного производства

Милану Привалову изменения в личной жизни вынудили запустить свое шоколадное производство. В 2016 году оно принесло 30 млн руб. выручки, а в 2017-м первые партии шоколада отправятся в Китай


27-летняя Милана Привалова начала свою карьеру кондитера три года назад с выпечки тортов, пирожных и печений в небольшом цеху при кафе в Ульяновске, которое принадлежало родителям ее мужа. Все это продавалось в семейном заведении, а также поставлялось на заказ в местные рестораны и магазины.

Как-то Приваловой захотелось разнообразить ассортимент, добавив в него шоколад собственного изготовления. Чтобы научиться профессии шоколатье, в 2014 году она съездила в город Чехов на российскую фабрику одного из лидеров рынка — международного консорциума Barry Callebaut, и прошла обучение в «Академии шоколада». Привлекательность технологии Barry Callebaut заключалась для нее в том, что основой продукта служат не тертые какао-бобы, а шоколадная масса-полуфабрикат, что упрощает процесс производства. Масса растапливается, разливается по формам, туда добавляется начинка, и после охлаждения получается готовое изделие.

После обучения Привалова загорелась мыслью создать свой шоколадный бренд. За 25 тыс. руб. она купила маленькую машинку, которая нагревает и охлаждает шоколад, и начала экспериментировать с начинками — добавляла фрукты, ягоды и орехи. Новинка пришлась по вкусу постоянным клиентам, но Приваловой этого было мало. Она хотела выйти на федеральный уровень.

Милана Привалова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Сладкая лихорадка


Свой бренд Милана решила назвать «Симбирский артизан». Первая проблема поджидала ее на этапе разработки фирменного дизайна. Предпринимательница договорилась со знакомым художником, чтобы тот за месяц разработал эскиз. Но он подвел: сначала затянул сроки, затем сдал свой ноутбук в ломбард, а потом и вовсе попал в тюрьму за распространение наркотиков. Милане пришлось даже самой выкупать компьютер из ломбарда, чтобы получить доступ к эскизам.

После этого Привалова задумалась, как попасть на столичные прилавки. И вот что придумала: купила дорогую французскую шоколадку, изучила обертку, нашла данные импортера и связалась с ним. Это была компания «Сладкий стиль» (ранее была известна под брендом «Бельгийские деликатесы»), которая 15 лет занимается поставками шоколада из Бельгии и Франции и сотрудничает с торговыми сетями «Перекресток», «Бахетле», «Республика», «Магнолия», «Азбука вкуса» и другими.

Милана рассудила, что дистрибьютор наверняка ищет возможности диверсифицировать поставки «ремесленного» шоколада с учетом импортозамещения. И не ошиблась — ее пригласили на встречу в Москву. Образцы продукции из Ульяновска произвели хорошее впечатление, а стоили заметно дешевле импортных. Через два дня представитель компании сделал первый пробный заказ на 200 шоколадок, еще через две недели — на 10 тыс. К такому повороту событий кондитер была не готова. «Я понимала, что мне нужно либо эту тему как-то развивать дальше, либо закрывать, потому что, даже работая круглосуточно на протяжении месяца, я не сделаю этот заказ», — вспоминает Привалова.

Нужно было резко расширять производство. Часть оборудования Привалова взяла в лизинг, часть купила на кредиты, взятые в банках. Общая сумма кредитов на этапе запуска составила около 4 млн руб. При этом Милана все время пропадала на работе, что не устраивало мужа. В итоге семья распалась.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Шоколадная мастерская

После развода Милана уже не могла работать в кафе, где начинала. Нужно было искать новое помещение. Девушка подсчитала предполагаемые расходы и поняла, что новые кредиты не потянет и ей нужен инвестор. Друзья познакомили ее с Михаилом Ивановым, который согласился вложить 5 млн руб. в обмен на 70% компании (по данным СПАРК, Иванов является совладельцем четырех компаний в разных сферах деятельности).

Привалова арендовала в промзоне помещение и взяла в лизинг еще оборудование на 9 млн руб. Рассчитаться с первыми траншами помог государственный грант от Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области на 3 млн руб. «Я привез губернатора в мастерскую Приваловой, он был удивлен и ошарашен тем, что в промзоне рождается такая вкуснота. Мы помогли Милане получить государственный грант на первый взнос для лизинга оборудования. Затем включили ее в нашу программу микрофинансирования для поддержки бизнеса, которую проводит Минэкономразвития России», — рассказывает Руслан Гайнетдинов, председатель совета директоров Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области.

Типичная головная боль производственного бизнеса — найти заказчиков. У Приваловой все вышло наоборот: заказчиков было много, а производственных мощностей не хватало. Например, она заключила контракт с ретейлерской сетью «Лента» о запуске шоколадной линейки под собственной торговой маркой сети, а необходимое оборудование еще не пришло из-за рубежа.​ «Я не могла сказать: извините, я развелась с мужем, у меня нет производства, подождите, пожалуйста, полгодика, я все налажу, и потом мы свяжемся. Это был бы конец. Пришлось какие-то истории придумывать и все время оправдываться», — вспоминает Привалова.

В итоге оборудование прибыло, кроме тоннеля для охлаждения шоколада. Предпринимательнице пришлось срочно купить три обычных холодильника. Но их было мало — бытовая техника позволяла обрабатывать только 10% объема заказа. Тогда Милана попросила холодильники у друзей — кто-то привез с дачи, у кого-то нашлись ненужные.

Полноценное производство открылось в 2015 году. Оно занимает помещение площадью 320 кв. м. Бóльшая часть работы автоматизирована, вручную добавляется только начинка. Мощности мастерской — 4,5–5 т продукции в месяц: это 100-граммовые шоколадки, батончики по 45 г и конфеты по 12 г. 70% ассортимента выпускается под собственным брендом, остальное — по заказам розничных сетей.

Милана Привалова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Шоколадное сырье Привалова закупает у дистрибьюторов бельгийских фабрик, а молоко и молочную сыворотку ей поставляют ульяновские комбинаты. Себестоимость плитки — около 50 руб., цена на полках колеблется от 190 до 360 руб. После бесчисленных экспериментов предпринимательница сократила вкусовую палитру до шести разновидностей шоколада.

Чтобы наладить импорт, Привалова вновь занимает. Сейчас она автоматизирует и расширяет производство, превращает цех в полноценную фабрику. На закупку оборудования пошло 20 млн руб., которые под 8,5% годовых одолжила Корпорация по развитию предпринимательства. В полную силу фабрика заработает в конце июля, и ее мощность составит 85 т продукции в месяц.

Оригинал статьи / РБК

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.